Сведения об авторе.
д.п.н. проф. Теплов Дмитрий Львович
соиск. уч. ст. канд. н. Артемьев Юрий Викторович
Учитель биологии, гимназия №24
МО, г. Люберцы, ул. 8 марта, 57-94
yuri-artemiev@yandex.ru
Экологическое воспитание школьников.
Аннотация:
Теоретическая сущность и содержание экологического воспитания, взаимосвязь и взаимодействие компонентов процесса воспитания: мировоззрения, отношений, ценностей, поведения, обеспечивающих более глубокое использование социокультурного опыта школьника в становлении его эколого-мировоззренческих позиций.
Theoretical essence and the maintenance of ecological education, interrelation and interaction of components of process of education: outlooks, relations, values, the behavior, providing deeper use experience of the schoolboy in its formation ecologic positions.
Ключевые слова:
Экология, воспитание, школа
Ecology, education, school
Конструирование модели экологического воспитания в процессе преподавания биологии требует создания «модельных представлений», т.е. идеальных результатов, к которым желательно прийти в результате осуществления созданной модели экологичекского воспитания. Это требует отбора и шлифовки используемых форм, средств, придания им дополнительных характеристик, выработанных на основе педагогических исследований в этой области.
Моделирование опирается на ряд педагогических принципов, изложенных в исследовании, которые специфичны для экологического воспитания на уроках биологии, к которым отнесены: непрерывности, системности, преемственности, целенаправленного общения, учета специфики предмета, индивидуальности, оптимальности, субъектности.
В процессе моделирования экологического воспитания на уроках биологии выделим три стадии.
На первой - подготовительной, идет процесс психологической подготовки к реализации модели.
На второй - происходит непосредственное моделирование системы экологического воспитания:
определяются цели и задачи, принципы функционирования системы экологического воспитания, формулируются ценностные ориентации, характерные для экологического воспитания;
намечаются связи элементов данной системы, отношений между собой как внутренних (педагог - школьник) так и внешних связей (педагог и ученый), а также отношений с социальной и природной средой;
проектируются новые формы, методы и средства воспитательного процесса и организационные направления деятельности учителя;
выбирается критериальный подход к результативности экологического воспитания (опрос, анкетирование тестирование, и т.п.) на основе подготовленной модели;
выделяются ступени построения системы экологического воспитания, которое должно проходить от общего и цельного построения на уровне учреждения к отдельным направлениям деятельности секций и кружков.
Третья стадия - внедрение. Преобразованные в процессе моделирования модельные представления используются для создания прогнозируемой модели воспитания. Происходит апробация использования модели как инструмента для совершенствования системы экологического воспитания в процессе преподавания биологии. При этом следует учитывать, что операции могут быть связаны с принципиальными коррективами не только в содержании и формах работы, возможны существенные организационные изменения отдельных структур учреждения (кружков).
В целом предложенная технология моделирования может использоваться как полностью, так и частично, ибо структура и деятельность одного образовательного учреждения отличается от другого.
Эффективности использования структурно-функциональной базовой модели на уроках биологии способствуют следующие показатели:
1. Контингент учащихся обладает в той или иной степени выраженным интересом к экологии, что позволяет успешно осуществлять соответствующие воспитательные мероприятия, способствующие выработке устойчивых потребностей в познании природы и ее охране.
-
-
- Свободный регламент урока обеспечивает индивидуальный подход, в результате которого ученик приобретает ценный опыт необходимый для овладения экологическими знаниями и ценностями, возникающими в процессе его взаимодействия с природой, обществом, людьми.
- Специфика урока биологии позволяют широко использовать природную среду, отношение к которой является объектом воспитания.
- Условия школы позволяют привлечь к созданию и реализации модели родителей, ученых, практиков, представителей администрации.
Сравнительный анализ показал, что существует различное отношение к пониманию экологической воспитанности среди педагогов и психологов. В настоящее время, категория «экологическая воспитанность» нуждается в новом смысловом наполнении, так как поменялись социальные ориентиры, выдвинулись новые задачи воспитания, изменились взгляды на роль экологического воспитания в поддержании устойчивого развития России. В связи с этим данная категория, как интегративное свойство личности, должна рассматриваться одновременно в плоскости не только педагогики и психологии, но и социологии и экологии.
Системный подход позволяет рассматривать экологическую воспитанность школьника как новое качество личности, как составную часть целостного воспитания в контексте междисциплинарного подхода, поскольку становление этого новообразования включает в себя как личностные, так и психические свойства. Экологическая воспитанность, будучи обобщенной характеристикой развитости субъекта, мера реализации его сущностных сил в отношении с природой определяется качественными показателями. Их содержательная сторона отражает развитие психических качеств, экологически значимых для личности и новообразования сфер индивидуальности, позволяющих школьнику осознавать экологические ценности и иметь собственную мировоззренческую позицию.
Выстраивая опытно-экспериментальную работу, мы опирались на установленное в педагогике положение о том, что эффективность экологизации биологического образования в школе может быть обеспечена за счет включения в процессы обучения таких форм и методов, которые ставят школьников в положение исследователей и первооткрывателей. В этой связи, особой перспективностью выделялись метод мини-проектов и практические работы. Данный метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, органично сочетается с групповым подходом к обучению и направлен на решение какой-то проблемы. Во-вторых, метод мини-проектов обеспечивает постановку проектанта в субъективную позицию в обучении, в авторскую позицию, что лежит в основе экологического воспитания
|