Биология (11 класс)
Билет №1
1.
Белки, их
строение и функции в организме.
2.
Наследственная
изменчивость как движущая сила эволюции.
3.
Составьте одну из
пищевых цепей питания в аквариуме. Объясните, почему в аквариуме короткие
пищевые цепи. Почему аквариум нуждается в постоянном уходе?
Билет №2
1.
Фотосинтез, его
значение. Космическая роль зелёных растений.
2.
Вид, его
критерии. Редкие и исчезающие виды растений и животных, меры их сохранения.
3.
Решите задачу.
При скрещивании двух дрозофил с нормальными крыльями у ¼ потомков крылья были
укороченные, а ¾ потомков имели нормальные крылья. Определите генотипы
родителей и потомства с укороченными крыльями.
Билет №3
1.
Вирусы, их
строение. Вирусы – возбудители опасных заболеваний.
2.
Экологические
факторы, их характеристика и влияние на организмы.
3.
Рассмотрите под
микроскопом готовые микропрепараты покровной и фотосинтезирующей тканей листа.
Выявите различия в их строении, назовите функции этих тканей в растительном
организме.
Билет №4
1.
Химический состав
клетки. Роль воды и неорганических веществ в жизнедеятельности клетки.
2.
Учение Ч. Дарвина
об эволюции органического мира.
3.
Решите задачу. У
ночной красавицы красная окраска цветка доминирует над
белой. Гибриды же имеют розовую окраску. Скрестили двух гибридных особей. Какое
количество (в процентах) особей с розовой окраской цветков получится в
потомстве?
Билет №5
1.
Нуклеиновые
кислоты, их виды и функции в организме.
2.
Понятие об
экосистемах. Цепи питания.
3.
Сравните три
экземпляра одного вида растений, найдите черты сходства и различия в их внешнем
строении. Объясните причины различия в их строении.
Билет №6
1.
Углеводы и
липиды, их функции в организме.
2.
Генетика как
наука, методы генетики. Г Мендель – основоположник генетики.
3.
Рассмотрите
гербарии двух видов растений семейства Паслёновые. Опишите особенности внешнего
строения каждого вида растения. По каким признакам эти растения относят к
одному семейству?
Билет №7
1.
Основные
компоненты клетки, их функции.
2.
Многообразие
видов в природе. Сохранение видового разнообразия как основа устойчивого
развития биосферы.
3.
Поместите в одну
пробирку небольшой кусочек сырого картофеля, а в другую – кусочек варёного
картофеля. Капните в обе пробирки несколько капель пероксида
водорода. Пронаблюдайте за происходящими явлениями и объясните результаты.
Билет №8
1.
Строение и функции
хромосом. Хромосомный набор половых и соматических клеток у разных организмов.
2.
Круговорот
веществ и превращение энергии в биосфере (на примере круговорота углерода или
других элементов).
3.
Решите задачу. У
собак черный цвет шерсти доминирует над коричневым. От
скрещивания чёрной самки с коричневым самцом было получено 4 чёрных и 3
коричневых щенка. Определите генотип родителей и потомства.
Билет №9
1.
Понятия о гене.
Генетический код, его свойства.
2.
История развития
эволюционных идей. Оценка работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка, Ч. Дарвина.
3.
Рассмотрите под
микроскопом микропрепараты растительной и животной клетки. В чём состоит
сходство и различие этих клеток?
Билет №10
1.
Обмен веществ и
превращение энергии как свойство организмов. Роль ферментов и АТФ в обмене.
2.
Учение Н. И
Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений, его
оценка.
3.
Рассмотрите
гербарий двух видов растений семейства Розоцветные. Опишите особенности
внешнего строения каждого вида растения. По каким признакам эти растения
относят к одному семейству?
Билет №11
1.
Развитие знаний о
клетке. Основные положения клеточной теории.
2.
Биологический
прогресс и биологический регресс. Причины вымирания видов.
3.
Определите
взаимоотношения, в которые вступают друг с другом перечисленные организмы: водоросли
и грибы в лишайнике, лисица и заяц, лисица и волк, печёночный сосальщик и
корова. К какой группе экологических факторов относят эти взаимоотношения.
Билет №12
1.
Закономерности
наследственности, установленные Г. Менделем.
2.
Биотические
связи: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.
3.
Приготовьте
микропрепарат кожицы чешуи лука и рассмотрите его под микроскопом. Зарисуйте
клетку и подпишите видимые части и органоиды клетки.
Билет №13
1.
Методы изучения
генетики человека. Наследственные болезни, их причины и профилактика.
2.
Искусственные
сообщества – агроэкосистемы, роль человека в них.
3.
Из имеющихся
организмов составьте пищевую цепь: беркут, кузнечик, землеройка, травянистые
растения. Определите, к какой функциональной группе относится беркут в
составленной пищевой цепи. Ответ поясните.
Билет №14
1.
Причины
устойчивости экосистем, их смена. Антропогенные изменения экосистем.
2.
Размножение, его
роль в природе. Половое и бесполое размножение организмов.
3.
Приготовьте
микропрепарат кожицы чешуи лука и рассмотрите его под микроскопом. Обратите
внимание на расположение цитоплазмы относительно клеточной оболочки. Нанесите
на микропрепарат каплю раствора поваренной соли и вновь рассмотрите под
микроскопом. Наблюдайте за изменением положения цитоплазмы. Объясните
происходящие явления.
Билет №15
1.
Функциональные
группы организмов в экосистеме, их роль.
2.
Деление клетки –
основа роста, развития и размножения организмов. Митоз.
3.
Решите задачу. У мышей длинные уши – доминантный признак, а короткие –
рецессивный. Скрестили самца с длинными ушами с самкой с короткими
ушами. В первом поколении все потомство получилось с длинными ушами. Определите
генотипы родителей и потомства.
|