Не забывайте комментировать.

Ваше мнение очень важно для нас.
Каталог статей
Меню сайта

Категории каталога
Мои статьи [7]
Написал, вот...
Найдено в сети [15]
истории из сетки.
Муза посетила. [1]
Творчество посетителей.

Форма входа

Поиск по каталогу

Друзья сайта

Наш опрос
Как часто вы в сети?

[ Результаты · Архив опросов ]

Всего ответов: 32

Вы вошли как Мимо проходил
Текущая дата: Воскресенье, 21 Окт 2018, 17:17:06

Начало » Статьи » Мои статьи

Структурно-функциональная модель экологического воспитания.

Структурно-функциональная модель экологического воспитания.

 

Топологические основы моделирования воспитательных систем в настоящее время входят в поле зрения интересов педагогической науки. Вопросы использования моделирования в воспитательном процессе на основе системного подхода исследовались рядом ученых. В их числе Л.И.Новикова, Е.Н.Князева, Ю.С. Мануйлов, В.Д.Семенова и др. Глубоко проработаны вопросы технологии моделирования в работах Н.Л.Селивановой и Е.Н. Степанова [1,2] , а для дополнительного образования разработана модель деятельности учреждения в современных условиях, авторы которой, Н.Горшков и Е.Наумова [3].

Однако не приходится говорить еще о целостной системе моделирования воспитательной деятельности. Нет пока полного представления о моделировании как технологическом процессе необходимых организационных действий для достижения поставленной цели, не исследовано соединение содержания и логической последовательности воспитательной деятельности

Практически не существует разработок о моделировании воспитательной системы структурных подразделений учреждений дополнительного образования (кружка, клуба, секции) Это значительно сужает возможности эффективного использования системы экологического воспитания в дополнительном образовании.

Моделирование мы рассматриваем как процесс применения созданной модели, в виде идеального представления о способах достижения конечных искомых результатов воспитательной деятельности. Моделирование осуществляется педагогом. Модель должна разрабатываться учеными-методистами. [4]

Базовая структурно-функциональная модель экологического на наш взгляд должна отражать (соединять) следующие компоненты.

1.  Целевой    -    системообразующий    компонент.    Цель    концепции экологического воспитания и определяет направления и реализации модели. Основная  цель учреждений  дополнительного  образования  -  формирование экологически   грамотной   личности.   Общая   для   каждого   учреждения конкретизируется в зависимости от региональных, материальных возможностей учреждения. Общая цель должна реализовываться в узкие, конкретные целевые установки на каждом этапе учебно-воспитательного процесса. Реализация общей цели экологического воспитания предполагает формирование:

■  потребности  общения  с  природой,  исследовательского познанию ее законов и явлений;

■  сознания   в   необходимости   охраны   и   восстановления сохранения своего и общественного здоровья;

■  чувственно-эмоциональной сферы личности школьника в е познанием и практической деятельностью;

■  мотивов   и   установок   деятельности,   направленных   на ценностного отношения к природе;

■  активности и творческого отношения к изучению и охране пропаганде экологических знаний.

В  зависимости  от  типа  учреждения  и  его  возможностей, направления работы и в соответствии с прогнозируемой моделью конкретизировать цель и учебно-воспитательные задачи.

2.  Содержательный - один из центральных компонентов экологического воспитания. Реализация его усиливает связь об: воспитания с жизнью, способствует развитию у школьников комплексного взгляда на проблемы взаимодействия человека ей обитания и трудовой деятельности.

На    основе    ценностных    установок    в    процессе    педагогических   действий,   прописанных   в   модели,   у   учащихся складываться     психологические     установки,     перерастающие     в убеждения,    которые    являются    основой    формирования    мировоззрения, определяющего философские взгляды на взаимосвязь природы и человека. 

Успешность деятельности по экологическому воспитанию может быть достигнута на основе реализации такой модели, в которой каждый элемент логично, последовательно связан с последующим, т.е. находится в системе. Эта необходимая «связка» предполагает относительную самостоятельность каждого элемента, с одной стороны, и органическую связь его с последующим элементом, с другой. Так, например, первой стадией работы с любым коллективом школьников является ознакомление с их знаниями и их интересами. Только после анализа этого этапа можно переходить к организации каких-либо учебно-познавательных мероприятий. Так, используя эту «связку», характеризующую степень экологической воспитанности можно ставить соответствующие цели и организовывать необходимые действия. По этой «цепочке» выстраиваются и остальные этапы воспитательного процесса. В этом проявляется системный метод осуществления модели.

Содержание педагогического процесса определяют, как правило, программы массовой и кружковой работы. Модель исходит из того, что оно жестко не регламентируется, так как программа составляется самим педагогом, но независимо от направленности работы кружка, объединения, учреждения.

Сюда экологические практикумы, экспедиции, подготовка проектов и т.д. подход к организации деятельности заключается в том, что она должна носить общественно полезный характер и быть направлена на решение региональных и локальных проблем охраны окружающей среды, охраны памятников природы и культуры, сохранение и очистка водоемов, выявление видов загрязнения городской среды, оценка о здоровья населения микрорайона, выявление причин детской заболевав т.д.

Особую роль мы отводим   массовым формам деятельности. Их не только ознакомление с экологическими проблемами в целом широкой; школьников,  но  и  раскрытие  значимости  локальных   проблем, |возникновения,    последствий    и    путей    решения.    Например,    загрязнения вод - одна из главных проблем практически всех районов, основная причина этого - безграмотная деятельность человека. Школьнику надо показать какое  влияние оказывает человек на конкретные познакомить их с критериями качества воды, произвести анализ воды, выявлять последствия загрязнения.

Активными формами деятельности являются конференции и игры. Конференции должны носить научно-практический характер. Наиболее эффективны деловые ролевые игры, когда, распределяя роли, в игре на основе знаний проходит формирование   поведения  школьника,  выполняющего  определенные задачи, выработка     собственной     мировоззренческой     позиции.

         Причем такая игра делает всех присутствующих участниками социализации.  Индивидуальный подход в процессе экологического воспитания      предусматривает      проводить     серьезную      работу      и      по профориентации в про групповой, массовой и индивидуальной работы по специальной    программе,    которая    нацеливает    школьников    на    будущую профессию.

Содержание деятельности в индивидуальной работе со школьниками зависит от подготовленности школьников к научной и практической деятельности и от профессионализма педагога, от его умения реализовать системный подход в экологическом воспитании, т.е. использовать, в первую очередь, такие методы и приемы, как вводное собеседование, составление индивидуального плана, контроль за выполнением практической деятельности, совместный анализ работы школьника, обобщающая беседа и т.д., предписанных соответствующими технологиями моделирования.

Успешная реализация этого компонента во многом зависит от того, если уже на первом году обучения в кружке педагог подходит к деятельности школьников дифференцированно, выделяя различные группы учащихся: более активных - стремящихся сделать больше и по объему и по времени, т.е. за пределами учреждения.

Процесс экологического воспитания в учреждениях

образования оценивается уровнями экологической воспитанности: элементарным, продвинутым, высоким, профессионально - деловым высшим - творческим.

Категория: Мои статьи | Добавил: Dead_Morozzz (09 Янв 2018)
Просмотров: 21 | Рейтинг: 0.0

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]