Не забывайте комментировать.

Ваше мнение очень важно для нас.
Каталог статей
Меню сайта

Категории каталога
Мои статьи [7]
Написал, вот...
Найдено в сети [15]
истории из сетки.
Муза посетила. [1]
Творчество посетителей.

Форма входа

Поиск по каталогу

Друзья сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт

[ Результаты · Архив опросов ]

Всего ответов: 40

Вы вошли как Мимо проходил
Текущая дата: Воскресенье, 21 Окт 2018, 18:54:17

Начало » Статьи » Мои статьи

Экологическое воспитание школьников.

Сведения об авторе.

д.п.н. проф. Теплов Дмитрий Львович

соиск. уч. ст. канд. н. Артемьев Юрий Викторович

Учитель биологии, гимназия №24

МО, г. Люберцы, ул. 8 марта, 57-94

yuri-artemiev@yandex.ru

 

Экологическое воспитание школьников.

Аннотация:

Теоретическая сущность и содержание экологического воспитания, взаимосвязь и взаимодействие компонентов процесса воспитания: мировоззрения, отношений, ценностей, поведения, обеспечивающих более глубокое использование социокультурного опыта школьника в становлении его эколого-мировоззренческих позиций.

 

Theoretical essence and the maintenance of ecological education, interrelation and interaction of components of process of education: outlooks, relations, values, the behavior, providing deeper use experience of the schoolboy in its formation ecologic positions.

 

Ключевые слова:

Экология, воспитание, школа

 

Ecology, education, school

 

Конструирование модели экологического воспитания в процессе преподавания биологии требует создания «модельных представлений», т.е. идеальных результатов, к которым желательно прийти в результате осуществления созданной модели экологичекского воспитания. Это требует отбора и шлифовки используемых форм, средств, придания им дополнительных характеристик, выработанных на основе педагогических исследований в этой области.

Моделирование опирается на ряд педагогических принципов, изложенных в исследовании, которые специфичны для экологического воспитания на уроках биологии, к которым отнесены: непрерывности, системности, преемственности, целенаправленного общения, учета специфики предмета, индивидуальности, оптимальности, субъектности.

В процессе моделирования экологического воспитания на уроках биологии выделим три стадии.

На первой - подготовительной, идет процесс психологической подготовки к реализации модели.

На второй - происходит непосредственное моделирование системы экологического воспитания:

определяются цели и задачи, принципы функционирования системы экологического воспитания, формулируются ценностные ориентации, характерные для экологического воспитания;

намечаются связи элементов данной системы, отношений между собой как внутренних (педагог - школьник) так и внешних связей (педагог и ученый), а также отношений с социальной и природной средой;

проектируются новые формы, методы и средства воспитательного процесса и организационные направления деятельности учителя;

выбирается критериальный подход к результативности экологического воспитания (опрос, анкетирование тестирование, и т.п.) на основе подготовленной модели;

         выделяются ступени построения системы экологического воспитания, которое должно проходить от общего и цельного построения на уровне учреждения к отдельным направлениям деятельности секций и кружков.

Третья стадия - внедрение. Преобразованные в процессе моделирования модельные представления используются для создания прогнозируемой модели воспитания. Происходит апробация использования модели как инструмента для совершенствования системы экологического воспитания в процессе преподавания биологии. При этом следует учитывать, что операции могут быть связаны с принципиальными коррективами не только в содержании и формах работы, возможны существенные организационные изменения отдельных структур учреждения (кружков).

В целом предложенная технология моделирования может использоваться как полностью, так и частично, ибо структура и деятельность одного образовательного учреждения отличается от другого.

Эффективности использования структурно-функциональной базовой модели на уроках биологии способствуют следующие показатели:

1. Контингент учащихся обладает в той или иной степени выраженным интересом к экологии, что позволяет успешно осуществлять соответствующие воспитательные мероприятия, способствующие выработке устойчивых потребностей в познании природы и ее охране.

      1. Свободный регламент урока обеспечивает индивидуальный подход, в результате которого ученик приобретает ценный опыт необходимый для овладения экологическими знаниями и ценностями, возникающими в процессе его взаимодействия с природой, обществом, людьми.
      2. Специфика урока биологии позволяют широко использовать природную среду, отношение к которой является объектом воспитания.
      3. Условия школы позволяют привлечь к созданию и реализации модели родителей, ученых, практиков, представителей администрации.

Сравнительный анализ показал, что существует различное отношение к  пониманию экологической воспитанности среди педагогов и психологов. В настоящее время, категория «экологическая воспитанность» нуждается в новом смысловом наполнении, так как поменялись социальные ориентиры, выдвинулись новые задачи воспитания, изменились взгляды на роль экологического воспитания в поддержании устойчивого развития России. В связи с этим данная категория, как интегративное свойство личности, должна рассматриваться одновременно в плоскости не только педагогики и психологии, но и социологии и экологии.

Системный подход позволяет рассматривать экологическую воспитанность школьника как новое качество личности, как составную часть целостного воспитания в контексте междисциплинарного подхода, поскольку становление этого новообразования включает в себя как личностные, так и психические свойства. Экологическая воспитанность, будучи обобщенной характеристикой развитости субъекта, мера реализации его сущностных сил в отношении с природой определяется качественными показателями. Их содержательная сторона отражает развитие психических качеств, экологически значимых для личности и новообразования сфер индивидуальности, позволяющих школьнику осознавать экологические ценности и иметь собственную мировоззренческую позицию.

Выстраивая опытно-экспериментальную работу, мы опирались на уста­новленное в педагогике положение о том, что эффективность экологизации биологического образования в школе может быть обеспечена за счет включения в процессы обу­чения таких форм и методов, которые ставят школьников в положение исследо­вателей и первооткрывателей. В этой связи, особой перспективностью выделялись метод мини-проектов и практические работы. Данный метод ориентирован на само­стоятельную деятельность учащихся, органично сочетается с групповым подхо­дом к обучению и направлен на решение какой-то проблемы. Во-вторых, метод мини-проектов обеспечивает постановку проектанта в субъективную позицию в обучении, в авторскую пози­цию, что лежит в основе экологического воспитания

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Dead_Morozzz (09 Янв 2018)
Просмотров: 17 | Рейтинг: 0.0

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]