Не забывайте комментировать.

Ваше мнение очень важно для нас.
Каталог статей
Меню сайта

Категории каталога
Мои статьи [7]
Написал, вот...
Найдено в сети [15]
истории из сетки.
Муза посетила. [1]
Творчество посетителей.

Форма входа

Поиск по каталогу

Друзья сайта

Наш опрос
Как часто вы в сети?

[ Результаты · Архив опросов ]

Всего ответов: 34

Вы вошли как Мимо проходил
Текущая дата: Суббота, 20 Апр 2024, 10:46:08

Начало » Статьи » Мои статьи

Формирование экологического мировоззрения у школьников.

Формирование экологического мировоззрения у школьников.

Артемьев Юрий Викторович.

МГГУ им. Шолохова, соискатель уч. ст. канд. н.

Отправным моментом экологического воспитания лично­сти выступает принцип природосообразности. Связь с природой, опора на при­родные закономерности, природную мудрость есть основа любой дидактической системы, как это мыслилось ещё Я. А. Коменским. На необходимость связи вос­питания с природой прямо указывал Ж.-Ж. Руссо в своей концепции «естествен­ного» и свободного воспитания. 

В отечественной педагогике природосообразность воспитания утвержда­ется в трудах А.С. Макаренко, B.C. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, С. Т. Шацкого и др. Этот принцип закладывается в основу построения отечественного биологического образования изначально в формате обучения ес­тествознанию, которое как предмет появляется в российских школах в конце XVIII в. Усилиями А.Н. Бекетова, К.А. Тимирязева и др. был создан естественнонаучный фундамент экологического образования. В советский период деятельность С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко и дру­гих педагогов-практиков открыли опыт природоориентированного трудового воспитания. В 50-60-е годы XX века в учебном процессе усиливается природо­охранительная тематика, в начальной школе выделяется самостоятельный пред­мет «природоведение». В 70-80-е годы особое внимание уделяется вопросам об­разования в сфере рационального природопользования. В этот же период благодаря трудам B.О. Сухомлинского, утверждается духовно-нравственный потенциал природного воспитания. В 80-х годах в работах С.Н. Глазачева, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Е.С. Сластениной, И.Т. Суравегиной и др. был обеспечен выход к построению собственно системы эко­логического образования. 

Возможность практической разработки вопросов экологизации образовательной сферы обеспечивается в рамках педагогического подхода. В русле этого подхода экологическое воспитание личности рассматривается как жизненное самоопределение ребенка.

Эффективность экологического воспитания личности напрямую связывается с процессом включения её в практическую природоохранную деятельность, а также посредством интенсивной экологизации урочной, внеурочной и внеклассной работы, педагогически органи­зованного взаимодействия учащихся с окружающей средой. При этом природоохранительная экологическая деятельность может быть представлена как непосред­ственное взаимодействие учащихся с окружающим природным миром и комму­никативное взаимодействие с ним. Понятие «экологонаправленная» деятель­ность включено в Федеральный общеобразовательный стандарт.

Исходной, общей и родовой категорией понимания феномена экологического воспитания выступает «экологическая культура». Данной сферой очерчивается круг действия запёчатлённых в культуре общества экологических ценностей, знаний, мировоззрения, образцов мышления и стереотипов поведе­ния.

Представленность экологической культуры на уровне личности образует такую её характеристику как экологическая на­правленность. Она выражается в совокупности устойчивых мотивов и потребностей экологической модальности, в экологическом мировоззрении, кру­гозоре, мышлении, в экологической позиции, убеждениях и ценностях. 

Соединение экологической культуры с природоориентированной деятель­ностью образует собственно опыт экологической деятельности, который на уровне личности и составляет основу экологического воспитания. 

Реальность осуществления природоориентированной деятельности на уровне личности полагает человека в качестве субъекта природоохранительной деятельности.

Таким образом, экологическое воспитание есть такое качественное образование личности, которое заключается в неразрывном единстве её эколо­гической направленности и экологического опыта работы в качестве субъекта природоохранительной деятельности.

Категория: Мои статьи | Добавил: Dead_Morozzz (09 Янв 2018)
Просмотров: 330 | Рейтинг: 0.0

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]