Формирование экологического мировоззрения у школьников.
Артемьев Юрий Викторович.
МГГУ им. Шолохова, соискатель уч. ст. канд. н.
Отправным моментом экологического воспитания личности выступает принцип природосообразности. Связь с природой, опора на природные закономерности, природную мудрость есть основа любой дидактической системы, как это мыслилось ещё Я. А. Коменским. На необходимость связи воспитания с природой прямо указывал Ж.-Ж. Руссо в своей концепции «естественного» и свободного воспитания.
В отечественной педагогике природосообразность воспитания утверждается в трудах А.С. Макаренко, B.C. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, С. Т. Шацкого и др. Этот принцип закладывается в основу построения отечественного биологического образования изначально в формате обучения естествознанию, которое как предмет появляется в российских школах в конце XVIII в. Усилиями А.Н. Бекетова, К.А. Тимирязева и др. был создан естественнонаучный фундамент экологического образования. В советский период деятельность С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко и других педагогов-практиков открыли опыт природоориентированного трудового воспитания. В 50-60-е годы XX века в учебном процессе усиливается природоохранительная тематика, в начальной школе выделяется самостоятельный предмет «природоведение». В 70-80-е годы особое внимание уделяется вопросам образования в сфере рационального природопользования. В этот же период благодаря трудам B.О. Сухомлинского, утверждается духовно-нравственный потенциал природного воспитания. В 80-х годах в работах С.Н. Глазачева, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Е.С. Сластениной, И.Т. Суравегиной и др. был обеспечен выход к построению собственно системы экологического образования.
Возможность практической разработки вопросов экологизации образовательной сферы обеспечивается в рамках педагогического подхода. В русле этого подхода экологическое воспитание личности рассматривается как жизненное самоопределение ребенка.
Эффективность экологического воспитания личности напрямую связывается с процессом включения её в практическую природоохранную деятельность, а также посредством интенсивной экологизации урочной, внеурочной и внеклассной работы, педагогически организованного взаимодействия учащихся с окружающей средой. При этом природоохранительная экологическая деятельность может быть представлена как непосредственное взаимодействие учащихся с окружающим природным миром и коммуникативное взаимодействие с ним. Понятие «экологонаправленная» деятельность включено в Федеральный общеобразовательный стандарт.
Исходной, общей и родовой категорией понимания феномена экологического воспитания выступает «экологическая культура». Данной сферой очерчивается круг действия запёчатлённых в культуре общества экологических ценностей, знаний, мировоззрения, образцов мышления и стереотипов поведения.
Представленность экологической культуры на уровне личности образует такую её характеристику как экологическая направленность. Она выражается в совокупности устойчивых мотивов и потребностей экологической модальности, в экологическом мировоззрении, кругозоре, мышлении, в экологической позиции, убеждениях и ценностях.
Соединение экологической культуры с природоориентированной деятельностью образует собственно опыт экологической деятельности, который на уровне личности и составляет основу экологического воспитания.
Реальность осуществления природоориентированной деятельности на уровне личности полагает человека в качестве субъекта природоохранительной деятельности.
Таким образом, экологическое воспитание есть такое качественное образование личности, которое заключается в неразрывном единстве её экологической направленности и экологического опыта работы в качестве субъекта природоохранительной деятельности.
|